Как проявляется и корректируется задержка психического развития у детей
Задержка психического развития у детей (ЗПР) - обратимое отставание в психическом и эмоционально-волевом спектрах, сопряженное с некоторыми проблемами в обучении. При таком диагнозе развиваться правильно ребенку позволяет специально организованное обучение и воспитание.
Причины и варианты проявления ЗПР
Так как развитие психики у детей неравномерное, диагностировать ЗПР раньше 4-5 лет практически невозможно. Чаще всего именно в старшем дошкольном возрасте позвозможно правильно оценить развитие ребенка во всех направлениях.

Такая ситуация может наблюдаться у детей из-за:
- нарушений конституционального развития;
- разных соматических заболеваний;
- поражений центральной нервной системы.
Дети с такой проблемой имеют интеллектуальные и эмоциональные нарушения. Охарактеризовать детей с ЗПР можно так:
- их восприятие фрагментарное и неточное, они плохо складывают воедино целостный образ из отдельных элементов;
- внимание поверхностное, неустойчивое, кратковременное, их легко можно отвлечь от важной работы;
- им трудно сосредоточиться на одном;
- у них наблюдается синдром гиперактивности;
- память избирательная, мозаичная;
- у них возникают трудности с размышлением относительно многих явлений и процессов;
- мыслить логически без помощи взрослых не получается;
- они не могут сравнивать, обобщать, упорядочивать события;
- искажена артикуляция многих звуков, ограничен словарный запас, есть затруднения со связным высказыванием;
- они безынициативны, тревожны;
- у них легко меняется настроение;
- предпочитают больше играть, чем учиться.
Если у ребенка есть эти симптомы, важно вовремя обратиться к педиатру и неврологу, которые обследуют ребенка и помогут родителям выбрать правильную тактику воспитания и обучения.
Как выявить и скорректировать ЗПР
Чтобы подтвердить диагноз, ребенок должен пройти специальную комиссию, в которой присутствуют представители от медицины и образования. С ребенком обязательно беседуют, выявляя его эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие. Также ему может быть показана инструментальная диагностика – КТ, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться, когда ребенок еще дошкольник.
Такой ребенок должен посещать специализированный детский сад или школу с коррекционными классами.
Детям с ЗПР преподносят материал дозировано, показывая наглядно, многократно повторяя. Также для них обязательна частая смена деятельности. Таким детям проводят специальные занятия на развитие памяти, восприятия, мышления, внимания. Если есть проблемы с речью, к занятиям привлекают логопеда. Показано прохождение физиотерапии, массажа, ЛФК и плавание.
Если малыш отстает от сверстников в психическом плане, нужно пройти обследование у специалистов, а затем организовать коррекционную работу с ним.
Читайте о том: как лечить ОРВИ у грудничка