Причины и симптомы аутизма у детей

При аутизме у ребенка проявляются нарушения социальной адаптации, речи, а также некоторых психических процессов. Причины патологии мало изучены. Однако имеются имеются методы, позволющие практически скорректировать проявления аутизма. Но для успешной терапии ребенка важно как можно раньше обнаружить проблему.

Признаки аутизма

Диагностика аутизма построена на оценке физических, психических и социальных навыков, реакций ребенка на окружающий его мир. А поскольку дети до 1,5–2 лет только начинают познавать мир и учиться взаимодействовать с другими, определить болезнь можно только в более старшем возрасте.

аутизм у детей

Источник: Getty
Аутизм у детей - мало изученное явление

Чаще всего первые признаки аутизма начинают проявляться в возрасте 2–2,5 лет. А к 3–4 годам эта патология становится явной и характеризуется такими поведенческим особенностям:

  • Речевые нарушения. По этому фактору дети-аутисты условно разделяются на две группы: тех, кто не говорит вообще или не использует речь для общения, и тех, чей запас слов весьма ограничен. Разговаривающие дети чаще всего говорят о себе в третьем лице и легко повторяют услышанные слова, не вдаваясь в их значение. Но также аутисты склонны создавать собственные слова;
  • Эмоциональная изоляция. Дети крайне редко выражают эмоциональную привязанность. Обычно они не реагируют, когда с ними кто-то пытается заговорить, не позволяют взять себя на руки и приласкать даже родителям. Аутисты практически никогда не отличают своих родителей от других людей и никому не смотрят в глаза.
  • Социальная замкнутость. При попытках кого-либо заговорить с аутистом такой ребенок начинает испытывать дискомфорт и чувство тревоги, которое с возрастом значительно усиливается. В большом коллективе аутисты стараются уединиться, а иногда и спрятаться. Основная сложность в налаживании контакта с другими детьми состоит в непонимании и неумении аутиста различать эмоции других людей, характеризовать как-либо их поведение.
  • Вспышки агрессии. Любая неудача может спровоцировать приступ гнева. При этом агрессия может быть направлена как на кого-то, так и на себя.
  • Отсутствие интереса к игрушкам. У большинства аутистов отсутствует абстрактное мышление. Из-за этого они не понимают, как использовать игрушки или применяют их нестандартно. Так, ребенок-аутист не способен посадить фигурки в машинку и катать их в ней. Но некоторые дети могут подолгу просто крутить колесико этой машинки. Иногда встречается и навязчивая привязанность к определенной игрушке.
  • Страх любых перемен и стереотипность действий. Для аутистов характерно точное следование определенному распорядку действий, а также постоянное их повторение. Ребенок может часами повторять одно и то же слово, складывать отдельные предметы в определенной последовательности или даже ходить по кругу. Любая смена обстановки вызывает в нем чувство тревоги или агрессии. К таким последствиям может привести любая перестановка вещей в квартире, переезд, изменение привычного маршрута прогулки.

Помимо психологически-социальных проявлений аутизм сопровождают и физические особенности.

  • Нарушения работы поджелудочной железы;
  • Дисбаланс бактерий в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ);
  • Кардинальные нарушения сенсорного восприятия;
  • Синдром раздраженного кишечника;
  • Судороги;
  • Ослабленная иммунная система.

Важно помнить, что у каждого ребенкас аутизмом симптомы патологии могут быть разными. Нередко присутствует всего 2-3 характерных признака.

Коррекция проблемы и развитие ребенка

При ранней диагностике заболевания и правильной коррекции аутизм у детей может быть практически незаметным. При легкой форме заболевания, вырастая, дети с таким диагнозом успешно оканчивают школы и ВУЗы, а также работают, создают свои семьи. При этом заболевание может давать о себе знать только особенностями речи или склонностью к цикличности поведения и следованию строгому распорядку.

Что поможет адаптировать ребенка к социуму:

  • Обучение основным правилам и жизненным принципам должно происходить постоянно, даже если ребенок их уже запомнил. Так например, урок по складыванию одежды или чистке зубов должен ежедневно повторяться заново.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, которого родители должны придерживаться неукоснительно.
  • Любые резкие перемены в укладе жизни и обстановке недопустимы.
  • Во время разговора с ребенком никоим образом нельзя повышать голос или ругать его.
  • Родителям нужно максимальное количество времени уделять общению с ребенком, а также инициировать эмоциональные контакты: объятия, качания на руках, простые игры и ласковое общение.
  • Свои эмоции и переживания ребенку всегда нужно проговаривать, и делать это спокойным тоном.
  • Важно делать частые перерывы между играми и занятиями, чтобы дать ребенку время на отдых и уединение. Переутомляться аутисту категорически нельзя.
  • Если ребенок не желает или не может разговаривать, словесное общение рекомендуется дополнять карточками с изображениями эмоций, действий и различных предметов.
  • Проводить регулярные физические упражнения в виде легкой разминки и гимнастики. Это позволит улучшить физическое здоровье ребенка и поможет снять стресс.
  • Нельзя торопить ребенка в его действиях, а также сбивать с цели, когда он начинает проявлять инициативу.

Для достижения успехов в адаптации ребенка-аутиста важна максимально спокойная обстановка в семье. Чтобы достичь этого, родителям нужно посещать сеансы у психолога для эмоциональной разгрузки и консультаций по воспитанию малыша. Также папам и мамам детей аутистов желательно выделять время для своего отдыха и восстановления сил.

Полезные советы для матерей: причины бронхиальной астмы у детей

qwertyiil