Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей способствует быстрому созреванию нервной системы. Улучшаются память, внимание, способность концентрироваться, стимулируется развитие речевого аппарата. Начинать занятия можно даже если малышу еще не исполнилось полгода.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Мелкой моторикой называются слаженные движения кистей и пальцев рук, способность выполнять скоординированные действия с маленькими предметами: например, застегивать пуговицы на одежде, орудовать ножницами, держать ручку.

развитие мелкой моторики у детей

Источник: Getty
Развитие мелкой моторики у детей происходит в игровой форме

На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний. Их стимуляция активизирует речевые центры мозга. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, рано начинают говорить. Они легко овладевают письмом, умеют логически мыслить.

Начинать занятия можно, когда малышу исполнится 2-3 месяца. Вот несколько простых игровых упражнений:

  • Нужно просто гладить пальчики и ладошки ребенка, аккуратно их разминая.Массаж можно совместить с популярной присказкой «Сорока-белобока». Взрослый гладит пальцем ладонь малыша, одновременно сгибая и разгибая его пальцы.
  • Детям в возрасте полугода можно давать рвать ненужную бумагу. Помимо того, что ребенок учится управлять пальцами, звук рвущейся бумаги часто приводит его в восторг.
  • Очень популярна игра в «ладушки», где малыш учится хлопать в ладоши.

Занятия нужно проводить, когда ребенок сытый, выспавшийся, пребывает в хорошем настроении.

Вот упражнения для детей от полутора до 3 лет:

  • Наполнить теплой водой небольшую емкость, бросить туда несколько мелких предметов. Ребенок должен выловить их небольшим ситечком, которое следует держать в одной руке, и переложить в другую емкость.
  • На полу необходимо рассыпать счетные палочки и попросить малыша поднять их.
  • Простое, но эффективное упражнение – лепка из пластилина. Также ребенка можно учить застегивать пуговицы, завязывать шнурки, переливать воду из одной емкости в другую.

Чтобы мелкие предметы не попали малышу в нос или в уши, занятия должны проходить под строгим контролем взрослого.

Также мелкая моторика развивается в процессе приобретения навыков самообслуживания, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, пить из чашки, пользоваться столовыми приборами.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Стимуляция моторики у детей 5-6 лет - важный этап подготовки к школе. Детям предстоит освоить письмо, заучивать наизусть небольшие тексты, проводить по 5-6 часов в день, концентрируясь на учебе.

Развить мелкую моторику дошколят помогают такие занятия:

  • Рисование в альбоме или раскрасках. Можно использовать карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пальчиковые краски.
  • Изготовление поделок и аппликаций из подручных материалов: цветной бумаги, ваты, пуговиц. Поделки могут быть тематическими – осенними или новогодними, сделанными из кленовых листьев, хвойных веток. Ребенку приходится учиться обращаться с ножницами, клеем и мелкими частицами материала.
  • Лепка из пластилина, глины, соленого теста.
  • Зимой можно играть с ребенком в снежки, вместе слепить снеговика, а летом сделать песчаную крепость.
  • Плетение венков из одуванчиков, других растений или гибких веток в теплое время года.
  • Вместе с ребенком можно собирать пазлы. Это развивает фантазию, пространственное мышление, учит усидчивости.

Упражнения для стимуляции моторики особенно важны для детей с задержкой речевого развития.

Если ребенок не торопится произносить первые слова и складывать их предложения, пальчиковые игры ему просто необходимы.

Также рекомендуем почитать: развитие недоношенного ребенка до года

qwertyiil